Контроль за международными договорами

Статья 54 Конституции позволяет запрашивать Конституционный совет о соответствии международных соглашений Основному закону. При объявлении о несоответствии ратификация соглашения будет зависеть от предварительного пересмотра Конституции. Подобное имело место в 1992 г. в отношении Договора о Европейском союзе, ратификация которого была осуществлена только после конституционного пересмотра. В 1997 г., запрошенный совместно Президентом республики и Премьер-министром, Совет вынес аналогичное решение в отношении Амстердамского договора, ратификация которого может произойти только после конституционного пересмотра. До 1992 г. парламентарии не обладали правом запроса в отношении международных соглашений; это означало, что при достижении согласия между Президентом республики, Премьер-министром и председателями парламентских палат можно было избежать подачи запроса в Конституционной совет. Для того чтобы устранить этот пробел, Совет согласился с тем, что он может быть запрошен на основании ст. 61 Конституции в отношении закона, которым ратифицируются международные соглашения. После конституционного пересмотра в 1992 г. положение нормализовалось, и теперь запрос со стороны 60 парламентариев возможен.

Практика Конституционного совета подвергается критике. Учитывая его возможности в оценках при применении основных принципов, признанных законами Республики, и его технику признания конституционности законов с оговорками, заключающимися в объявлении соответствия закона Конституции, поскольку этот закон будет применяться в интерпретации Совета, стали говорить о Совете как о «пугале» и о том, что такая практика может привести к «правлению судей». Однако Совет стремится избегать контроля в связи с целесообразностью закона.

Читайте также:  Президентство в настоящее время

About the author